ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА - 9)
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Приказ Департамента образования Орловской области №1615 от 26 сентября 2024 года «Об утверждении «дорожной карты» подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Орловской области в 2025 году»
Приказ Управления образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта Верховского района №157 от 01.10. 2024 года «Об утверждении «дорожной карты» подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Верховском районе в 2025 году»
«Дорожная карта» подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего в МБОУ «Нижне - Жёрновская средняя общеобразовательная школа» в 2025 году
ГИА проводится:
- в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), - для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;
- в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования;
- в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), — для обучающихся образовательных организаций, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
ГИА проводится как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Для участия в ГИА необходимо подать в образовательную организацию заявление с указанием выбранных учебных предметов до 1 марта (включительно).
ОГЭ
ГИА в форме ОГЭ и (или) ГВЭ включает в себя четыре экзамена по следующим предметам: экзамены по русскому языку и математике (далее – обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося, экстерна (далее вместе – участники ГИА) по двум учебным предметам из числа учебных предметов, названных в Порядке проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов по их желанию ГИА проводится только по обязательным учебным предметам.
Лицам, изучавшим родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации при получении основного общего образования, предоставляется право выбрать экзамен по родному языку и/или родной литературе.
Порядок проведения
Изменения в КИМ ОГЭ 2025 года
Как и в предыдущие годы, все изменения в КИМ, в том числе включение новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др. Корректировка системы оценивания выполнения заданий призвана повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной работы в целом.
Учебный предмет
|
Изменения в КИМ ОГЭ 2025 г.
|
География История Математика
|
Изменений нет
|
Биология
|
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Максимальный балл за выполнение задания 3 снижен с 2 до 1.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы снижен с 48 до 47
|
Обществознание
|
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Внесены уточнения в систему оценивания выполнения заданий 5 и 12
|
Иностранные языки
(английский, немецкий, французский, испанский
языки)
|
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Уточнены критерии оценивания ответов на задание 35 письменной части и задание 3 устной части
|
Информатика
|
- В КИМ 2025 г. заданию 15 соответствует задание 15.1 из КИМ 2024 г., а заданию 16 – задание 15.2 из КИМ 2024 г. Таким образом, количество заданий в работе увеличилось с 15 до 16, а задание 15 перестало быть альтернативным.
- Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 19 до 21 балла
|
Итоговое собеседование по русскому языку
|
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
В формулировки и систему оценивания выполнения заданий внесены следующие корректировки.
- Приведён к единообразному представлению примерный круг вопросов, на которые должны дать ответы участники итогового собеседования в рамках монологического высказывания.
- Максимальный балл за оценивание диалога увеличен до 3 баллов.
- По аналогии с ЕГЭ по русском языку исключён критерий оценивания «Богатство речи», при этом обозначенные ранее подходы к оцениванию речевых повторов сохраняются при оценивании соблюдения речевых норм.
- Критерий Р5 «Соблюдение фактологической точности» переименован по аналогии с тем, как подобный критерий представлен в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку: «Фактическая точность речи».
Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования сохранено и составляет 20 баллов.
|
Русский язык
|
Изменения структуры КИМ отсутствуют.
В формулировки и систему оценивания выполнения заданий 13.1, 13.2, 13.3 внесены следующие корректировки:
- В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение на основе опорного текста) последовательно использовано понятие «пример» без дифференциации на пример-иллюстрацию и пример-аргумент. Предполагается, что подобная дифференциация в большей степени характерна для ЕГЭ по русскому языку.
- В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Экзаменуемый имеет право использовать различные способы работы с прочитанным текстом – не только в виде цитаты или ссылки на номера предложений, но и, например, в виде сжатого выборочного пересказа.
- Переформулировано задание 13.1: цитата на лингвистическую тему заменена вопросом.
- Переформулировано задание 13.3: исключено как обязательное требование давать определение понятию. Кроме того, в формулировку задания 13.3 в соответствии с критериями оценивания включена возможность приводить экзаменуемым примеры только из прочитанного текста. При этом введено ограничение видов примеров из жизненного опыта: «Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации».
- Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» во всех форматах развёрнутого ответа переименован в «Логичность речи»; скорректировано понятийное наполнение критерия «Композиционная стройность».
- Приведена к единообразному представлению система оценивания грамотности и фактической точности речи в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В частности, увеличено с 2 до 3 максимальное количество баллов по критериям ГК1 «Соблюдение орфографических норм», ГК2 «Соблюдение пунктуационных норм», ГК3 «Соблюдение грамматических норм» и ГК4 «Соблюдение речевых норм».
- Уменьшено (по аналогии с ЕГЭ) с 10 до 8 количество баллов расхождения между двумя экспертами для выхода работы на третью проверку.
- Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 33 до 37.
Кроме того, по аналогии с кодификатором ЕГЭ в кодификатор ОГЭ включён список источников, используемых разработчиками при составлении заданий КИМ. В спецификации уточнена технология использования орфографического словаря на экзамене участниками ОГЭ и предъявлены требования к орфографическим словарям, которые могут использоваться в рамках экзаменационной процедуры
|
|
Литература
|
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Уточнены критерии оценивания выполнения заданий:
- при оценивании выполнения всех заданий части 1 по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» учитывается сумма ошибок вне зависимости от их вида;
- уточнены критерии оценивания задания 4: критерий К2
«Привлечение текстов произведений при сопоставлении для аргументации» приведен в соответствие с аналогичным критерием оценивания сопоставительных заданий ЕГЭ;
- критерии К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7
«Соблюдение пунктуационных норм» оценивания сочинения части 2 сближены по количеству ошибок с требованиями ОГЭ по русскому языку.
Уточнены инструкции к экзаменационной работе и сочинению
|
Физика
|
- Общее число заданий сокращено с 25 до 22.
- Одна из качественных задач переведена в форму задания с кратким ответом.
- Удалены задания на распознавание формул и одна из линий заданий на работу со схемами и таблицами. Эти способы представления информации интегрированы в различные линии заданий КИМ.
- Уменьшен объём текста физического содержания, к которому предлагается только одно задание на применение информации из текста в новой ситуации.
- В качестве расчётных задач предлагается только одна комбинированная задача (№ 22).
- Задачи 20 и 21 различаются уровнем сложности и могут базироваться на материале любого из разделов (механические, тепловые или электромагнитные явления).
- Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшился с 45 до 39 баллов
|
Химия
|
- Общее число заданий уменьшено с 24 до 23: из экзаменационного варианта 2025 г. исключено задание 24.
- Изменена модель задания 23, предусматривающего выполнение химического эксперимента. Экзаменуемым предстоит провести 4 опыта, позволяющих распознать вещества в двух пробирках под номерами. Результаты выполнения задания оформляются в табличной форме. Выполнение задания оценивается 5 баллами. Оценивание экспертами в аудитории техники выполнения опытов в 2025 г. не предусмотрено.
- В задании 21 исключён компонент условия, предусматривающий составление сокращённого ионного уравнения реакции. Данный шаг обусловлен проверкой сформированности указанного умения новым заданием 23.
- Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшен с 40 до 38.
|
Можно ли не сдавать ГИА?
Заканчивая 9 класс, могут не сдавать выпускной экзамен участники финала Всероссийских школьных олимпиад, но данная норма касается только одного предмета, по которому ребенок добился столь высоких результатов. Остальные ОГЭ необходимо будет пройти в общем порядке. Ученики, имеющие серьезные проблемы со здоровьем по решению медкомиссии могут быть освобождены от ГИА в 2025 году, либо им может быть предложена сдача только обязательных предметов в форме ГВЭ (Государственного Выпускного Экзамена). При этом официальные документы устанавливают добровольность ГВЭ. Если ребенок имеющий право на упрощенный вариант экзамена изъявляет желание сдать ОГЭ или ЕГЭ в стандартном формате, никто не будет в этом препятствовать.
Итоговое собеседование по русскому языку
Итоговое собеседование по русскому языку является одним из условий допуска к ГИА-9 и проводится в образовательных организациях по месту обучения девятиклассников. Результатом итогового собеседования является «зачет» или «незачет».
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 г. № 232/551 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023, регистрационный № 73292).
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и третий понедельник апреля.
Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
На данной странице размещены документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку (спецификация, демонстрационный вариант).
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку в 2025 году (проект)
Спецификация итогового собеседования по русскому языку в 2025 году (проект)
В дополнительные сроки к участию в итоговом собеседовании (по решению ГЭК Орловской области) допускаются обучающиеся:
- получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачёт»);
- не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- не завершившие выполнение итогового собеседования по уважительным причинам;
- удаленные с итогового собеседования за нарушение Порядка проведения.
Заявления подаются в образовательные организации не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования по русскому языку лично или через информационную систему образовательных услуг «Виртуальная школа».
Государственный выпускной экзамен по образовательным программам основного общего образования (ГВЭ-9) представляет собой форму государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. ГВЭ проводится для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, экстернов – детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.
ГВЭ-9 проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551.
Государственный выпускной экзамен по математике
Государственный выпускной экзамен по русскому языку
Продолжительность итогового собеседования по русскому языку составляет в среднем 15-16 минут
Как участвовать в ГИА-9
К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Выбранные участниками ГИА учебные предметы, форма (формы) ГИА и язык, на котором они планируют сдавать экзамены, а также сроки участия в ГИА указываются ими в заявлениях.
Заявления об участии в ГИА подаются до 1 марта включительно:
- обучающимися - в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования;
- экстернами - в образовательные организации по выбору экстернов.
Заявления подаются участниками ГИА лично на основании документов, удостоверяющих личность, или их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, или уполномоченными лицами на основании документов, удостоверяющих личность, и доверенности.
Сроки обработки экзаменационных работ и выдачи результатов ГИА-9
Обработка и проверка экзаменационных работ занимают не более десяти календарных дней.
Утверждение результатов ГИА-9 осуществляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения результатов проверки экзаменационных работ.
После утверждения результаты ГИА-9 в течение одного рабочего дня передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления для ознакомления участников ГИА-9 с утвержденными председателем государственной экзаменационной комиссии результатами ГИА-9.
Ознакомление участников ГИА-9 с утвержденными председателем государственной экзаменационной комиссии результатами ГИА-9 осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в образовательные организации, а также органы местного самоуправления. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ГИА
Прием и рассмотрение апелляций
|
Апелляция о нарушении
Порядка проведения ГИА
|
Апелляция о несогласии с выставленными баллами
|
Когда подается?
|
В день проведения экзамена
|
В течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов экзамена
|
Куда подается?
|
Члену государственной экзаменационной комиссии,
не покидая пункта проведения экзамена
|
В образовательные организации;
Непосредственно в конфликтную комиссию
|
Сроки рассмотрения апелляции
|
Рассматривается в течение двух рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию
|
Рассматривается в течение четырех рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию
|
Возможные решения
|
- Решение об отклонении апелляции;
- Решение об удовлетворении апелляции
|
- Решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;
- Решение об удовлетворении апелляции и изменении баллов
|
При удовлетворении апелляции
|
Результат экзамена аннулируется, участник повторно сдает экзамен
|
Количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов
|
Обращаем внимание!
|
|
Порядком проведения ГИА не предусмотрена процедура оспаривания решений конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации, а также проведение перепроверки экзаменационной работы Рособрнадзором по заявлению гражданина
|
|